Яндекс.Метрика

Глава VIII. Великий поход. Ранение Манаса и возвращение киргизов в Талас.

Остальные батыры остались в Бейджине, наложили на китайцев большую дань и наслаждались жизнью. Их едой были огузки и подгривный жир, их питьем - кумыс и мед. Занятием их были игры в ордо; развлекаясь, скакали они на стройных иноходцах.

***
Тем временем Конурбай замышлял недоброе. Неотступно обдумывал он план, как убить Манаса. Не было для него ночью сна, ни покоя днем от этой мысли.

Дворец Манаса охраняли сорок чоро и Кыргыл. Всякого, кто приближался к нему, они отгоняли словами, если кто понимал их язык, острием копий и лезвием мечей, если кто не знал языка.

Конурбай долго ничего не мог придумать, уже отчаялся было найти путь, чтобы проникнуть к Манасу, но наконец надумал. Он превратил волшебством одного хитрого балбана в дувану, посадил его на чернолысого осла, дал ему в руки страннический посох и послал его в ставку Манаса. Ложный дувана проник к китайцу Шийкучуу, который прикинулся мусульманином, и будучи поваром, готовил Манасу еду. Шийкучуу подробно описал все, касающееся жизни Манаса, в тайном письме к Конурбаю, запек его в хлеб и передал дуване. В том письме говорилось:

- Манаса никогда не победить в сражении. Каждый день он встает с рассветом, босиком выходит из дверей, кричит азан и читает намаз. В это время можно уловить удобный момент, чтобы на него напасть.

Прочитав письмо, Конурбай подъехал сам к ставке Манаса, но несколько дней никак не мог в нее проникнуть. Однажды ночью, взяв оружие и сев на Алгару, тихо ступая, двинулся он по тайной тропинке, которая была известна только ему.

Перед рассветом подъехал он к воротам дворца и увидел, что старик Кыр-гыл, их охранявший, только что задремал. Неслышно проехал он ворота и увидел, что в саду, под развесистой чинарой, стоя, спит Аджибай, воткнув в землю копье, опершись на скакуна Карткурена.

Тем временем вышел Манас, и, ничего не подозревая, стал читать намаз. Конурбай внезапно подкрался и ударил Манаса по голове ак балтой, пропитанной ядом аджидара.

Проснувшийся Аджибай метнул в Конурбая копье и переломил ему два ребра, но Конурбай быстро вскочил на крылатого Алгару, перелетел через высокую ограду дворца и присоединился к своим сорока торе, которые его ожидали в окрестностях дворца. Алмамбет, Чубак, Сыргак погнались за ним, перебили всех сорок торе, но самого Конурбая не настигли.

На киргизское войско спустилось огромное несчастье.

Истекающего кровью, бесчувственного Эр-Манаса Алмамбет лечил разными лекарствами, которые он взял с собой, когда бежал из Китая. Втирая лекарства, он сумел удалить яд, который растекся по телу Манаса.

Немного дней спустя, Манас начал поправляться.

Но он потерял так много крови, что никак не мог восстановить свою прежнюю силу. Тогда решил Алмамбет отправить Манаса в Талас с несколькими спутниками.

Манас двинулся в путь, но в дороге призадумался:

- Почему я возвращаюсь теперь в Талас? Разве не пойдет обо мне по всему миру худая слава, что после ранения я испугался и уехал домой?

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.